Основные функции
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных гражданина с использованием утверждённых классификаций и критериев.
На федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:
- установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
- разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
- изучение уровня и причин инвалидности населения;
- участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
- определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
- определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Основные задачи бюро МСЭ:
- установление структуры и степени ограничения жизнедеятельности и определения потребностей освидетельствуемого лица в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию;
- изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.
Функции бюро МСЭ:
- проводит освидетельствование граждан на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма;
- разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
- устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности;
- определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);
- определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
- разрабатывает и корректирует программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
- дает гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;
- участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
- формирует банк данных о гражданах, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико-социальную экспертизу; осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;
- представляет в военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и граждан призывного возраста
Функции Главного бюро:
- рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения бюро и, в случае признания их обоснованными, изменяет либо отменяет решения бюро;
- проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро;
- проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения бюро, а также освидетельствование по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования или консультативного заключения экспертных составов главного бюро;
- дает гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;
- формирует банк данных о гражданах, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико-социальную экспертизу; осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;
- участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
- координирует деятельность бюро и обобщает опыт их работы на обслуживаемой территории;
- в случае проведения освидетельствования:
- устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, а также разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
- определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);
- определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также разрабатывает и корректирует программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.
Порядок организации и деятельности ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пензенской области".
Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы утвержден Приказом Минтруда России от 30.12.2020 г. № 979н
Согласно Уставу (утвержден приказом ФМБА России от 17.05.2011 г. № 84у, с изменениями Приказом Минтруда России от 25.09.2012 г. №233, №273 от 02.06.2016; № 176 от 21.03.2018г; № 106 от 21.02.2019г; № 258 от 18.05.2020г для выполнения уставных целей Главное бюро имеет право в установленном порядке:
- заключать договоры с учреждениями, организациями предприятиями и физическими лицами на предоставление работ и услуг в соответствии с видами деятельности Главного бюро;
- приобретать или арендовать при осуществлении хозяйственной деятельности основные средства за счет, имеющихся у него финансовых средств, в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов;
- осуществлять деятельность во взаимодействии с органами социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, службой занятости и другими органами, и учреждениями, осуществляющими деятельность в сфере реабилитации инвалидов, а также с представителями общественных организаций инвалидов;
- направлять граждан, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование в лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, в том числе реабилитационные, в целях уточнения клинико-функционального диагноза и профессиональных возможностей;
- запрашивать у организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности сведения, необходимые для выполнения полномочий, возложенных на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы;
- выполнять государственные мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- обеспечивать гарантированные условия труда и меры социальной защиты своих работников.
Главное бюро обязано:
- принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение договорных, расчетных и иных обязательств, правил хозяйствования;
- обеспечивать сохранность, эффективность и целевое использование имущества;
- обеспечивать своим работникам безопасные условия труда;
- несет ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу, экспертных и др.);
- обеспечивать исполнение своих обязательств в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Главное Бюро представляет соответствующим органам финансовую и статистическую отчетность в установленном порядке.
Расходы на содержание Главного бюро производятся за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Управление Главным бюро осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Главного бюро.
Главное бюро возглавляет руководитель - главный эксперт по медико-социальной экспертизе (далее именуется - Руководитель), назначаемый на эту должность сроком до 5 лет и освобождаемый от должности Министром труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. На должность Руководителя назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование, опыт работы в области медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов не менее 5 лет.
Заместители Руководителя, руководители структурных подразделений Главного бюро назначаются и освобождаются от должности Руководителем.
Назначение заместителей Руководителя на должность осуществляется по согласованию с Минтрудом России.
Руководитель нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности работников Главного бюро, заключает, изменяет и расторгает с ними договоры в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.